Политическая сфера

Естественные эксперименты в истории/ Jared Diamond James A. Robinson Natural Experiments of History / 2010 by President and Fellows of Harvard College ПереводАКурышеваИздание на русском языке. AST Publishers, 2018 /ISBN: 978-5-17-098213-4

          Книга является сборником работ по истории, объединённых методом естественного эксперимента (natural experiment). Данный «подход заключается в сравнении – предпочтительно количественном и подкрепленном статистическим анализом – различных систем, схожих во многих отношениях, но различающихся как раз по тем параметрам, влияние которых мы и хотим изучить» [c. 8]. У данного метода есть два фатальных недостатка – это нехватка информации об изучаемом периоде региона, а также наличие множества факторов, способных повлиять на результаты исследования. Последняя проблема в основном и отличает естественный эксперимент от просто эксперимента – исследователь не способен контролировать среду – так что к результатам исследования стоит относится с определенным скепсисом. Именно на этом методе и строятся семь статей одиннадцати авторов данной книги. Следует отметить, что статистическое сравнение более подробно проведено в трех последних главах. 

         «Контролируемое сравнение и полинезийская культурная эволюция». Использовался метод «триангуляции» [c. 33] – реконструкция обществ прошлого с использованием сразу нескольких линий свидетельств. Является, пожалуй, самой необычной главой в сборнике, так как посвящена тому, как на островах Полинезии формировались общества аборигенов. Интересно, что все народы, описываемые в главе, имеют одно происхождение и расселялись в данном регионе примерно в один промежуток времени, но при этом из-за различных условий на островах их общества и культуры приобретали свою особую форму. На острове Мангаиа [c. 40] было мало территорий, пригодных для сельского хозяйства, и поэтому за эти территории воевали все племена. В связи с этим их главный бог был одновременно богом войны и плодородия. Будет интересно антропологам и социологам.

          «Расцветающий фронтир:  бум и крах в истории поселенческих сообществ XIX века». Данная глава посвящена цикличности развития [c. 90] (в частности США), также упоминается Сибирь (хоть и вскользь). Цикл прост: сначала идет большой приток переселенцев и сильный рост городов при поддержке государства, а затем происходит кризис и цикл повторяется. Глава не слишком впечатляет, но из нее можно почерпнуть интересные статистические данные об описываемых территориях и периодах. 

           «Политика, банки и экономическое развитие: о чем говорят особенности финансовых систем Нового Света». В этой главе сравнивается развитие банковских систем в трех странах – Соединенных Штатах Америки, Бразилии и Мексике. Наиболее интересной частью данной главы является рассмотрение взаимозависимости влияния развития банков США на расширение избирательного права на большие слои населения [c. 127].  

          «Внутриостровные и межостровные сравнения». Эта работа разбита на две части. Первая посвящена сравнению Республики Гаити и Доминиканской Республики. Оба государства находятся на острове Гаити, и автор интересно рассматривает различия их развития и современного экономического положения, используя квалитативное сравнение для определения причин обеднения Республики Гаити.  Вторая часть посвящена обезлесению и упадку культуры знаменитого острова Пасхи.

            «Оковы прошлого: истоки и последствия африканской работорговли». Является самым большим и проработанным исследованием во всем сборнике. В нем рассматривается появление работорговли и основные маршруты продажи людей (маршрут в Европу самый мощный). Автор старается определить, как продажа рабов отразилась на странах Африки. Проделана огромная работа по сбору информации «База данных трансатлантической работорговли содержит информацию о 82% всех <…> невольничьих рейсов» [c. 193]. Но в данной статье наиболее явно прослеживается проблема нехватки информации. В реальности невозможно определить, из каких стран сколько людей было вывезено. Важно то, что только наиболее влиятельные страны Африки занимались работорговлей с Европой. В связи с этим весьма затруднительно оценить влияние работорговли на отдельные страны, и выводы автора, на мой взгляд, весьма сомнительны. В связи с этим, вывод о том, что если бы страны Африки не торговали рабами, то сейчас не были бы  одним из беднейших регионов мира, весьма спорен.

           «Землепользование колониального периода, электоральная конкуренция и общественные блага и Индии». В данной главе рассматриваются регионы Индии с различной системой землепользования – заминдари и мальгузари, а так же райятвари и махалвари [c. 243]. Идет сравнение областей, где британские власти ввели новую систему с теми, где сохранился традиционный уклад.

          «От “старого порядка” к капитализму: распространение Великой французской революции как естественный эксперимент». Здесь, в большей степени, речь идет не о Великой французской революции, а о развитии различных областей Германии после нее. Отслеживаются этапы институционных реформ экономики  оккупированных Францией областей Германии в начале XIX века.

          В завершение мне хотелось бы отметить, что собранные в книге работы являются хорошими примерами естественного эксперимента в истории, но главная проблема заключается в том, что данные статьи слишком разнородны по направлениям. Вряд ли найдется много людей, которым будет интересно читать одновременно про банковскую систему США XIX века и про исчезновение лесов с острова Пасхи. Также, на мой взгляд, многие идеи в статьях носят незавершённый характер. Это приведет к тому, что читатель, изучив несколько статей по интересующим его направлениям и поняв суть естественного эксперимента в истории, вряд ли продолжит чтение остальных работ, а это значит, что существенная часть книги, скорее всего, будет оставлена без внимания.

Д.Э.Ковригин

группа ПЭП4-2

Осбринк, Элизабет. 1947. Год, в котором всё началось. / Пер. Н. Федоровой. – М,: Ad Marginem, 2019. – 232 с.

 

            15 июня 2019 года, книжный фестиваль «Смена», центр Казани. Именно в данном месте в данное время состоялась презентация книги за авторством Элисабет Осбринк, шведской писательницы и журналистки, в которой она пыталась переосмыслить и восстановить хронологию далёкого 1947-го года, а также сравнить его с настоящим – 2019 годом. Конечно, может возникнуть вопрос: почему именно этот период в истории, а не 1945-ый, который вновь стал поворотным для Европы, или 50-е годы прошлого столетия, гораздо более богатые и щедрые на исторические события? По заверению автора, идея создания книги пришла ей тогда, когда она собирала материал «для другой книги» (как сама автор утверждала в своем интервью татарскому интернет-журналу «Инде»). Читая газеты за второй послевоенный год, Осбринк подметила для себя, что события, обсуждаемые людьми той эпохи, слишком похожи на темы разговоров современных людей: Ближний Восток, борьба женщин за равные права, радикальный исламизм; и именно тогда начала определяться наша современная повседневная жизнь в том виде, в котором она существует.

           По сути, в книге одновременно развиваются несколько сюжетных линий. История раздела Израиля и Иордании, создание движения «Братьев-мусульман» сыном часовщика Хасаном аль-Банной, разгул сионистских радикально-террористических движений «Иргун» и «Лехи», гонения на евреев и контроль за их миграцией со стороны Великобритании, становление «Новошведского движения» Пера Энгдаля и их помощь беглым нацистам, желание построить новый европейский порядок бывших сторонников Гитлера, распад Британской Индии на два самостоятельных государства и его последствия, протоколы и воспоминания людей о конгрессах по устройству Нового мирового порядка и о Нюрнбергском трибунале истории людей, изменивших вторую половину 20 века – Калашникова, Оруэлла, де Бовуар, Лемкина, Диора и других,– все это в данной книге.

          Но у меня при её чтении время от времени возникал вопрос: «Зачем?» Зачем здесь писать о тех же Диоре, Симоне де Бовуар и прочих. Из-за этого толком не понятно, про что книга и что хотел донести автор. Допустим, заложена была такая идея: рассказать об изменении мира. Но зачем здесь говорить о модельере, жене Жан-Поль Сартра, джаз-музыкантах и афроамериканке-актрисе Билле Холидей? Если писать об изменении культуры, то зачем тогда писать о Израиле, Индии, Иордании и Пакистане?

           Посмотреть на изменения во второй половине 20-го века? Так толком ничего и не написано. Не складывается цельной картины, по крайней мере для меня. Слишком большая тема для одной книги и слишком маленький период – один год – для таких событий. Конечно, да, попытка описать 1947 год глазами и чувствами других людей – отличная идея, но честно говоря, я бы предпочёл прочесть более серьезное и сухое историческое исследование.

 

                                                                                                                                                                        Даниил Абушев

                                                                                                                                                                       группа РСО19-5

                                                               РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЕСМОНДА МОРРИСА

                                                               «ЯЗЫК ТЕЛА. ПОЗЫ И ЖЕСТЫ В ИСКУССТВЕ»

Немного об авторе: Десмонд Моррис – зоолог, этолог и художник, а также автор популярных книг по социобиологии человека.

          В своем произведении он предлагает нам детально взглянуть на искусство (в рамках известных картин) и расшифровать язык тела изображенных на них персонажей. Ведь жесты, мимика, позы несут какие-то смыслы, и эти смыслы, или, лучше сказать, значения формировались и изменялись долгие столетия под влиянием различных факторов. Главную часть своего произведения автор разделил на 9 частей: «Приветствие», «Благословение», «Статус», «Оскорбление», «Угрозы», «Страдание», «Самозащита», «Эротика» и «Расслабление». Каждая часть повествует читателю об элементах языка жестов, которые объединены общим назначением и ролью.

           Начнем, разумеется, с приветствия… Нет, не так, начнем с «Приветствия»! В данной главе автор рассматривает приветственные сигналы как людей равных по социальному статусу, так и тех, чье положение в обществе сильно различается. В первом случае люди используют рукопожатия, объятия и махи руками – все эти жесты подчеркивают близость собеседников или же просто их доброжелательное отношение друг к другу. Во втором случае представители низших слоев с помощью поклонов, реверансов, а также простираний выказывают уважение, подчеркивают различие в социальном положении, уменьшая свой рост. В роли высших существ обычно выступают члены королевских семей, чиновники и божества.

          Вторая глава имеет название «Благословение», в ней рассматриваются жесты, которые используются в рамках религиозных церемоний и сложности, возникшие из-за различных интерпретаций данных жестов в разных религиях. Очень интересно было узнать о вулканском салюте, который стал широко известен благодаря использованию этого жеста персонажем по имени Спок из научно-фантастического сериала «Star Track».

           Оказывается, этот жест является частью еврейского религиозного ритуала благословения, его также можно встретить на еврейских надгробиях. В сериале данный жест был приветственным среди вымышленной расы вулканцев.

           «Статус». На этот раз Моррис вновь затрагивает различия между социальными классами и рассказывает, как передавали высокий статус человека через различные детали в портретах и скульптурах. Деталей этих довольно много, но главными были: приподнятая голова, идеальная осанка, расправленные плечи и вытянутая шея. «Хорошо, по стойке смирно мы встали, а куда деть руки?», – спросил я себя! И вот, миновав портреты вычурных особ, я нахожу ответ, и даже не один, а целых четыре, но четвертый, пожалуй, опустим, слишком уж он непристойный, Первый жест – рука с «двойным разделением»: ладонь одной руки слегка касается груди, средний и безымянный пальцы прижаты друг к другу, а указательный и мизинец отставлены в стороны. Исследователи предполагают, что данный жест связан с «кормящими богинями, а также с их способностью даровать жизнь при помощи молока; затем он постепенно теряет корреляцию с обнаженной грудью и передается мужчинам, которые используют его, ища материнского благословения и спасения». Второй жест – скрытая рука. Этот жест практически у всех ассоциируется с Наполеоном, хотя относится он еще ко временам Античности. Ораторам необходимо было прятать куда-нибудь правую руку, дабы избежать жестикуляции, которая считалась дурным тоном. Третий жест – «руки в боки» – проявление недружелюбия… Что-то растянулся мой рассказ об этой главе, поэтому отправляемся дальше.

           «Оскорбления». Как известно, людям свойственно подкреплять ругань разными жестами, каждый из которых несет дополнительное обидное послание своему адресату. Благодаря этой главе я наконец-то узнал первоначальное значение жеста «коза», который мне всегда казался довольно безобидным, и именно в этой главе представлены самые забавные, на мой взгляд, картины.

            «Угрозы». Ну кто не сталкивался в своей жизни с угрозами и сам не угрожал кому-то? Думаю, такие вряд ли найдутся. Не обошло это и героев картин, которые частенько запечатлены в не самой дружелюбной обстановке, а, как известно, угрозы – это хороший способ для разрешения споров и предотвращения реальных конфликтов. «Арсенал» угроз довольно велик: поднятые кулаки, хватательные движения, угрожающие выражения лица и так далее.

        «Страдание» – самая грустная глава в книге, в которой обсуждается все то, что помогает передать на холсте людские муки, скорбь и ужас, при этом не отпугнуть потенциальных коллекционеров. Основной сюжет – распятие Христа – одна из самых жестоких человеческих пыток.

       «Самозащита». Бегство, капитуляция, доспехи, скрещенные пальцы, закрытые глаза и уши – все это, так или иначе, связано с желанием обезопасить себя, избежать негативного воздействия, попытаться нейтрализовать стресс. Изображение самозащиты в искусстве зачастую связано с внутренними переживаниями, которые мы либо тщательно стараемся скрыть, или же даем волю эмоциям, погружаясь в депрессию.

        «Эротика». Данная глава раскрывает сексуальный язык тела, представленный в произведениях искусства: рассматривает наготу, поцелуй, любовные объятия как источники смыслов и эротический символизм в целом.

        «Расслабление». Человек в состоянии покоя – один из любимейших сюжетов у художников, ввиду того, что человек максимально расслаблен, его позы более разнообразны и естественны. В данной главе моё внимание привлек параграф про сон, изображения которого присутствуют еще в доисторическом искусстве. К моему удивлению, отношение ко сну неоднозначно, хотя это необходимая биологическая потребность. Сон рассматривался и как «блаженное освобождение от рутины, и как «возмутительная потеря времени». Эдгар По однажды сказал: «Сны, эти маленькие лоскутки смерти, – как же я их ненавижу». Мысль интересная, но еще более занимательным оказалось утверждение психиатров о том, что поза, которую мы намеренно выбираем для сна, отражает наше психическое состояние, к сожалению, в книге указаны лишь названия поз без каких-либо характеристик, а хотелось бы узнать об этом чуть подробнее.

 

        Книга написана хорошим и понятным для любого читателя языком. Мне было интересно немного окунуться в историю искусства, узнать о происхождении и значении тех или иных поз, жестов с помощью произведений искусства разных эпох. Эта книга помогает лучше понять, прочувствовать произведения искусства через мелкие детали, в которых скрыто смысла больше, чем может показаться на первый взгляд.

Моррис, Десмонд. Язык тела: позы и жесты в искусстве // перевод с англ. Е. Курова. – М.: Ад Маргинем, 2019. – 320 с.

                                                                                                                                                                   Коротков Евгений, группа РСО19-5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх