Рецензия на книгу В. Танци «Правительство и рынки: меняющаяся экономическая роль государства»

Книга «Правительство и рынки: меняющаяся экономическая роль государства» под авторством бывшего директора управления по бюджетным вопросам МВФ Вито Танци – это актуальный научный труд, который будет небезынтересен каждому, кто задумывается о фундаментальных вопросах современной политэкономии. Сама работа была написана в 2011 году, однако ее перевод на русский язык вышел в свет в начале 2018 года.

Условно книгу можно разделить на две части: первая описывает трансформацию роли государства в экономике в ходе истории, а вторая посвящена изучению современных форм государственного вмешательства и попытке прогноза их изменения в будущем. Привлекает и то, что автор в ходе повествования ссылается не только на известных многим Дж. Кейнса и М. Фридмана, но также обращает внимание читателя на теории французской и итальянской экономической мысли, обозначая их высокий аналитический потенциал в современных условиях.

Несмотря на то, что МВФ, будучи одним из ключевых институтов неолиберализма, призывает к снижению контроля государства за экономикой, подобная точка зрения отвергается В. Танци на корню. Он аргументированно показывает, что в истории почти невозможно найти примеры идеальной реализации принципов lasses-faire, а попытки их насильственного насаждения почти повсеместно завершались экономическим кризисом и политической дестабилизацией. Упомянем несколько примеров неудач и успехов. К первым в явной или скрытой форме автор относит Россию, страны Латинской Америки во второй половине XX века и т.д. Успех же являют собой примеры сочетания рынка и государственного участия – Скандинавские страны, Япония и др.

Задаваясь вопросом, почему государство не может дистанцироваться от вмешательства в экономику, автор отмечает следующие теоретические моменты. Во-первых, государство, в лице правительства, является создателем институтов и их непосредственным гарантом. Регулирование же рынков также происходит в соответствии с конкретными правилами, защищать которые призвано государство. Во-вторых, государство, как политическая организация, несет социальные обязательства по защите и поддержке своих граждан – рыночные агенты имеют финансовые ресурсы для выполнения этих функций, однако не используют их, руководствуясь иными принципами. Исходя из этих утверждений, Танци полагает, что ни эпоха неолиберализма, переживающая кризис доверия после событий 2008 года, ни процесс глобализации не приведут к кардинальному изменению роли государства в экономике, но некоторые трансформации все же должны произойти.

Относительно изменения функций государства автор указывает на ожидание усиления в двух секторах – в перераспределении благ и в сфере структурных реформ. Первое самым тесным образом связано с увеличивающимся экономическим неравенством, которое затрагивает абсолютное большинство стран, что в ближайшей перспективе может привести к социальному протесту и политической нестабильности. В данном случае, по мнению Танци, логично ожидать усиления перераспределительной роли государства. Второе относится к проблеме экономического роста – в то время как развитые страны переживают сравнительно долгий период низких темпов экономического роста, в развивающихся странах результаты экономического роста распределяются среди ограниченного круга акторов, что провоцирует социальный конфликт в обществе, переходящий в политическую конфронтацию. Здесь Танци прогнозирует рост государственных программ в сфере строительства инфраструктуры, ввод в эксплуатацию новых технологий и т.д.

С другой стороны, Танци не отрицает воздействие глобализации на изменение функций государства. Определяя глобализацию как процесс «усиления трансграничного влияния и взаимозависимости», он видит в этом как интенсификацию экономических взаимодействий, так и рост транснациональных экстерналий в виде проблем миграции, международной преступности, загрязнения окружающей среды и т.д. Все это в некоторой степени выводит вопросы перераспределения дохода и стабилизации социально-экономической ситуации на глобальный уровень. Следовательно, возникает потребность в институте, который бы занимался ими. Танци отмечает, что данная институция должна обязательно представлять кооперацию между национальными государствами, и, вследствие этого, отдает предпочтение таким международным организациям, как «Большая двадцатка», ОЭСР, региональным экономическим объединениям и т.д.

Представляется, что работа В. Танци не лишена некоторой наивности. Постулируя солипсизм и методологический индивидуализм, исключая политические противоречия, автор склоняется к разработке идеализированных формальных моделей развития. Безусловно, призвание исследовательского редукционизма как раз и заключается в оказании помощи при осмыслении текущей ситуации и поиске вариантов ее развития. С другой стороны, на практике неизбежно сталкиваешься с тем, что модель предвидеть не сумела. Такое же суждение можно вынести и относительно прогнозов В. Танци – при всей глубине исторического и теоретического анализа, в реальности его видение будущего столкнется, по всей видимости, с политической асимметрией внутри международных организацией, недостаточностью ресурсов у многих государств для выполнения социальных обязательств, нежеланием ряда правительств признать ошибочность выбранного курса – данный список можно продолжить.

В любом случае, работа В. Танци дает обширный анализ существующих теорий государственного участия в экономике, сопровождая его историческим обзором социальной и финансовой политики разных стран в различные периоды времени.  Именно поэтому внимательный и любознательный читатель сумеет найти в ней массу нетривиальных мыслей и идей.

 

Танци В. Правительство и рынки: меняющаяся экономическая роль государства / Пер. с англ. А. Рогожкина; науч. ред. перевода Е. Головляницина. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2018 – 584 с.

Мухаметов ДаниярРустямович

Группа ПЭП3-1

 

Поделиться этой записью...

Добавить комментарий