Политика у шимпанзе.

 Политика у шимпанзе.

Рецензия на классический труд Францискуса Бернардуса Марии де Вааль (Frans de Waal), вышедший в русском переводе уже третьим изданием

 

Книга впервые была опубликована в 1982 году, а совсем недавно вышло юбилейное 25-е издание. Основная часть работы посвящена изучению поведения колонии шимпанзе в зоопарке Бургерс Зоо, расположенном в городе Арнем, Нидерланды, в период с 1975 по 1980 годы. На данный момент это исследование де Вааля считается классикой не только у приматологов, но и у специалистов, изучающих политику и социальную психологию. Почему же книга выдержала столько изданий и имеет весьма необычную для работы, посвященной поведению животных, читательскую аудиторию – политологов, социологов и психологов?

По словам самого де Вааля, он пытался написать книгу, понятную широкому кругу читателей, и ему это явно удалось – книга легка в прочтении и понятна для человека, не имеющего глубоких познаний в этологии или социобиологии. Начиная читать, мы сразу понимаем отношение автора к своей профессии: Франса де Вааля сильно беспокоит факт несерьезного отношения к его работе – в большинстве случаев людям сложно принять идею, что животные могут проводить какую-либо политику, и поэтому те, кто не читал книгу, воспринимают ее как сатиру на современных политиков [стр. 25]. Автор неоднократно подчеркивал, что цель работы – подробно описать и этим продемонстрировать сложность взаимоотношений у приматов. Увлеченный своими исследованиями, де Вааль во многом очеловечивает шимпанзе. Например, он говорит, что у шимпанзе «лицо», а не «морда»; также он скептически относится к аргументам, поддерживающим дегуманизированную терминологию, в которой «объятия» называются «контактом с руками вокруг плеч» [стр. 52]. Он подчеркивает ценность своего исследования, так как оно проходило в контролируемой среде и все объекты находились под постоянным наблюдением ученых. Эти условия позволили намного точнее проследить взаимосвязь событий и выявить наиболее важные факторы, влияющие на поведение членов группы.

В книге восемь глав. Во введении дается необходимая информация об основных паттернах в поведении шимпанзе, об иерархии в стае, о факторах, влияющих на поведение, и так далее. Без данной информации понять описываемые далее в книге примеры взаимодействий в группе просто невозможно.

Первая глава «Личные черты». В ней еще раз подчеркивается стремление автора описывать шимпанзе, используя человеческие характеристики: коварный, простой, хитрый, упорный и тому подобное. «Шимпанзе – животные с ярко выраженными личными чертами» [стр. 67], и описания некоторых из них, действительно, крайне интересны. «Портреты» Никки, Мамы, Ейруна, Пейст или Лейта сами по себе занимательны и важны для повествования. Но, на мой взгляд, данная часть чересчур затянута – описания трети обезьян не нужны, так как они вообще не участвуют в событиях, описываемых в последующих главах.

Далее идет самая большая глава книги «Два переворота». Именно в данной главе показывается, что политика и внутренние взаимоотношения у шимпанзе намного сложнее, чем может показаться. Например, вопрос доминирования не решается одной или двумя жестокими схватками среди сильных самцов, как можно было бы предполагать, а в течение месяцев «пробивается» путем множества мелких стычек (агрессивных демонстраций), направленных как друг против друга, так и против союзников той или иной стороны. Так, во время первого переворота Лейт (наиболее сильный самец, претендующий на первенство), желая свергнуть Ейруна (доминирующий самец), атаковал не его, а его союзников, чтобы лишить Ейруна поддержки, и в итоге победил. Это, действительно, настоящая стратегия! А в результате второго переворота у власти оказалась коалиция из двух самцов. Важнейшая мысль, излагаемая в данной главе, что доминирующий самец не может быть один (и он это прекрасно понимает), ему нужна поддержка, коалиция, точно, как в человеческой политике.

Все последующие главы описывают взаимоотношения в группе после второго поворота. Глава «Неспокойная стабильность» развивает тему коалиций и взаимоподдержки. В двух последних главах «Сексуальные привилегии» и «Социальные механизмы» поднимаются вопросы о том, насколько те или иные черты характера шимпанзе обусловлены процессом эволюции и инстинктами. Так, Де Валь считает, что проявление ревности или стремление к власти являются результатами процесса эволюции [стр. 227]. Самые умные самцы (сила в процессе захвата власти не является определяющим фактором) смогут достичь доминирующего положения,   следовательно, число их сексуальных контактов будет больше, а это, в свою очередь, означает, что особи с высоким интеллектом и властными амбициями с большей вероятностью продолжат род.

Высказывая подобные идеи, автор каждый раз в подтверждение своих теорий приводит примеры не только из собственных, но и из исследований других авторов. Но надо отметить, что еще в самом начале работы де Вааль подчеркнул факт того, что есть два типа учёных – одни с уверенностью выдвигают свои теории, а другие утверждают, что не могут ничего с уверенностью утверждать.  Франс де Вааль считает, что необходимо интерпретировать поведение животных, чтобы что-то понять, но интерпретация всегда может оказаться неверной, поэтому полностью быть уверенным в выводах все же нельзя.

Еще раз отмечу, что книга крайне полезна для политологов, социологов и социо-психологов, так как на примере колонии шимпанзе дает возможность лучше понять поведение людей. Шимпанзе могут протестовать, высказывать примиряющие замечания или просить о помощи, только без использования речи.  «Когда люди обращаются к действиям, а не словам, сходство становится еще заметнее» [стр. 230] – говорит автор, и действительно, читая о поведении обезьян в колонии, я все больше ощущал, что вижу перед собой крайне грубую модель человеческого общества. Словно сравнивал набросок на бумаге с тонкой гравюрой – у наброска нет сложности и изящества, но основные пропорции те же. Крайне интересно изучать общество на уровне инстинктов. Для меня было любопытно, что можно сравнивать «первобытную орду» Зигмунда Фрейда с колонией шимпанзе. Это невероятно полезно для понимания глубинных инстинктов человека.

Также было очень интересно читать книгу с точки зрения изучения коалиций и ресурсно-акторного анализа. Как уже было сказано, захватить и удержать власть в одиночку невозможно. И тот факт, что для удержания власти самец шимпанзе должен состоять не в одной, а во множестве коалиций, очень интересен. Как становится ясно, основными ресурсами для шимпанзе являются возраст, личные характеристики, дружеские связи и услуги, которые они могут оказать.  Это доказывается в главе о переворотах и в части главы, описывающей сексуальные сделки, [стр. 207] – шимпанзе могут обмениваться услугами. Очень похоже на человеческое общество!

Минусом книги является чрезмерная затянутость первой и второй глав. Про недостатки первой уже было сказано, а глава про перевороты хоть и демонстрирует в действии политику шимпанзе, но стоило бы сделать больший акцент на втором перевороте, а не на первом, так как во втором к власти пришла коалиция из двух самцов, что намного интереснее и показательнее для изучения вопроса коалиций. Также в книге очень мало написано о властных отношениях в женской группе. Хоть автор и пишет о том, что властные отношения в данной группе сложно изучать из-за их слабой выраженности, на мой взгляд, им стоило бы уделить больше внимания, ведь из данной работы можно понять, что власть доминирующего самца во многом зависит от самок – они являются одной из важнейших действующих сил в колонии.

Как в начале отмечалось, де Вааль во многом хьюманизирует шимпанзе. В некоторых аспектах это полезно, но когда он начинает описывать свои сны, связанные с обезьянами, это уже выглядит слегка странно и неуместно.

Подводя итоги, хочется сказать, что работа  Франса де Вааля «Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов» оказалась очень полезной и интересной.  Я с удивлением обнаружил много сходства в поведении шимпанзе с поведением людей в обществе. Конечно, я и раньше сталкивался с подобной информацией, но здесь нашел конкретные примеры. Уверен, что книга, описывающая такую весьма точную аналогию, может помочь политологам и социологам лучше понимать инстинктивное поведение индивида в группе, мотивы поступков и причины желаний людей в обществе. Человеческая политика невероятно сложна для наблюдения и изучения,  так как истинные намерения участников скрыты за множеством манипуляций, и сейчас на политической арене так много участников, что уследить за их действиями весьма затруднительно. Чтобы хоть немного начать понимать политику, надо не только следить за событиями, но и читать теоретическую литературу, к которой относится произведение Франса де Вааля, в котором мы видим упрощённую модель политики. Прежде, чем начать понимать сложные системы, надо сначала научиться понимать более простые.

 

Де Валь, Франс. Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов/Де Валь, Ф./ пер. с англ. Д. Кралечкина; под ред. В. Анашвили; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – 3-е изд. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики», 2018. – 272 с.

 

Дмитрий Ковригин

студент группы ПЭП3-2

 

Поделиться этой записью...

Добавить комментарий