Одна успешная бизнес-модель

 

Том Уэйнрайт рассматривает наркокартель как бизнес структуру, и с этой точки зрения организация не предстает несокрушимой сектой или тайным правительством, как зачастую изображается в современных сериалах. Мы видим просто фирму – со своими источниками доходов и расходов, со своим профилем работ, со своими рекламщиками и так далее. У этой фирмы,  как и у прочих, есть проблемы с подбором персонала или с поиском новых рынков сбыта товаров. И рассматривая картель таким образом, можно с легкостью найти слабые стороны и нанести по-настоящему мощный удар по организованной преступности. Этому и посвящена книга.

Главный плюс книги можно заметить еще во Вступлении. Когда автор описывает, как он прибывает в незнакомый город с маячком слежения, спрятанным у него в кармане, сразу начинаешь ощущать, что читаешь шпионский роман или детектив, происходивший, однако, в реальной жизни. Эта книга не написана в «башне из слоновой кости» и не состоит из одних статистических выкладок из официальных источников. Автор общался с учеными и специалистами в самых разных сферах, он брал интервью у простых граждан, полицейских, журналистов, наркофермеров, наемных убийц и даже у действующего босса картеля «Квартал 18».  На мой взгляд, лишь из этих интервью можно было бы составить отдельную книгу.

В первой главе делается упор на то, что невозможно решить глобальную проблему, борясь с нею лишь локально, на местном уровне – так называемый эффект «шарика» (эффект «таракан»). В одной части воздушный шарик пережимаешь – воздух переходит в другие части, но меньше его не становится. В главе говорится, что бессмысленно сжигать наркофермы – их просто перенесут в другую страну и ничего не изменится. И поэтому большинство мер США в этом направлении  просто бессмысленны.  Автор очень интересно сравнивает наркотик с произведением искусства – он приносит 30000% прибыли, и поэтому даже массовое сожжение плантаций поднимет цену на товар лишь на 0,6 %. И это при просто колоссальных затратах на сдерживание наркоторговли.

В этой и последующих главах указывается на еще один важный факт: картели – это посредники, подобно сетевым магазинам «Walmart». К ним стекается товар, а они его перевозят и распределяют между теми, кто его сбывает. У картелей нет своей территории, и поэтому их нельзя просто «выкурить».

В двух других главах освещаются два важных вопроса. Во-первых, почему наркоторговцы при всей своей кровожадности просто не перережут друг друга и не избавят полицию от проблем и, во-вторых, где им искать новых сотрудников, ведь эта работа не самая безопасная.  В первом случае автор указывает на то, что очень трудно найти компаньонов по бизнесу и ссориться со своими поставщиками из-за пары неурядиц глупо (в этом наркоторговцы очень похожи на обычных бизнесменов). Ссоры – это потеря денег, и поэтому их стараются избегать. А объединившись, они образуют картельный сговор и, как следствие, могут назначать более высокую цену на товар более низкого качества.

При приеме сотрудника на работу в картель, как и в обычных фирмах, смотрят на его стаж, способности, а после приема в обязательном порядке проводят тренинги, чтобы сотрудник соответствовал своей должности. Как ни странно, ни с первой, ни со второй частью у картелей нет проблем, ведь у них есть центры приема новых сотрудников – тюрьмы: «…Лучшим источником таких кадров, как известно, и являются тюрьмы – места, кишащие преступниками без определенных планов на жизнь и дальнейшее трудоустройство». Такая ситуация во многом связана с ужасным качеством жизни в тюрьмах, а также с тем, что во многих странах Южной Америки есть  распространенная практика по содержанию в определенной тюрьме членов только одного клана во избежание резни. Так что если человек до попадания в тюрьму и не был членом банды, то при выходе уж точно будет.

В начале работы уже упоминалось, что у картелей есть свои PR отделы, и это не фигура речи. Четвертая глава посвящена тому, что картелям и их главарям крайне важна их репутация, как хорошая, так и плохая. Хороший имидж особенно важен преступным главарям. Ведь именно такой позитивный имидж удержит «первого встречного» от написания заявления в  полицию с сообщением, что он видел преступника. Когда Коротышку Гусмана (глава картеля Синаола, самого крупного в Мексике) арестовали в 2014 году, для его поддержки был организован целый парад! Неплохой способ поднять имидж.

Пятая глава полностью посвящена Офшоризации. Эта глава рассказывает о разных рейтингах стран в данном направлении и о том, как легальные и нелегальные фирмы выбирают страны, в которых разместиться.

В шестой главе  Том Уэйнрайт проводит аналогию между всем известной сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s со структурой «Лос-Сетас». Чуть раньше я уже упоминал о дурной репутации, вот ею и торгуют  «Лос-Сетас» – за долю от доходов они позволяют мелким местным бандам действовать от их имени. «Лос-Сетас» тщательно следят, чтоб их брэнд не был опорочен неумелыми действиями новичков и сурово пресекают подделку. «В мире криминального франчайзинга, конечно же, никто не обращается в суд».

Последние четыре главы сильно отличаются по направленности от предыдущих.

Седьмая глава полностью отходит от сферы картелей – в ней поднимается серьезная проблема, возникшая в последние годы, а именно разрешенные синтетические наркотики. В ней описывается, как в Новой Зеландии Мэтту Боудену удалось построить многомиллиардный бизнес по производству наркотиков, ни разу не нарушив при этом закон. Его секрет заключается в том, что его «пилюли для вечеринки» просто не успели изобрести. Чтобы запретить новый наркотик, его надо сначала признать наркотиком, а до этого его можно спокойно продавать. И к тому времени, как его запретят, уже будет разработана новая формула. Так, бегая наперегонки с законодательством, и живет данный бизнес. Правда, в конце главы описывается закон, с помощью которого можно относительно легко решить проблему.

Мы живем в эпоху бурного роста компьютерных технологий – сделки на интернет-платформах давно стали нормой, сделки в сети с наркотиками тоже. Том Уэйнрайт в восьмой главе рассказывает, как на сайтах подобных «Silk Road» совершаются сделки на огромные партии самого разнообразного товара. Автор с удивлением отмечает крайне высокий уровень обслуживания – работа с клиентами, предоставление скидок, гарантий и оставление комментариев – на подобных сайтах.

Девятая глава посвящена рыночной диверсификации картелей – то, как они вошли в сферу контрабанды людей (незаконных эмигрантов) через мексиканскую границу. В этой главе особенно интересен пример корпорации «Coca-Cola», которая пыталась продавать вино и потерпела фиаско (неудачная диверсификация), а также «Walt Disney», которая первоначально была студией по производству мультиков, но смогла войти в такую сферу, как тематические парки развлечений (удачная диверсификация).

И, наконец, в десятой главе был поднят самый спорный и обсуждаемый  в США вопрос – вопрос легализации марихуаны в некоторых штатах США. Автор чрезвычайно подробно описывает деятельность молодых предпринимателей в данной сфере. Любопытно прочитать информацию о том, что крупные компании по производству сигарет проводят исследования данного наркотика и, возможно, в недалеком будущем захватят рынок легальных наркотиков. По статистическим подсчетам, примерно каждый второй американец хотя бы раз в жизни пробовал этот наркотик.

В Заключении Уэйнрайт  еще раз озвучивает все проблемы в борьбе с наркотиками и предлагает способы их решения. Такие проблемы, как «одержимость поставщиками» или «местное лечение глобальной болезни»  после прочтения книги становятся явными, а их решения очевидными.

Данная книга чрезвычайно интересна не только из-за неоднозначной и мало освещаемой темы, но и из-за невероятно интересной подачи материала. Это книга именно о бизнесе, разные сферы которого рассматриваются на примере преступных синдикатов. Очень важно  то, как автор описывает преступные синдикаты и преступников, нисколько не романтизируя этих бандитов, и на протяжении книги жёстко порицает тех, кто так делал. Экономическая часть книги понятна и легка в усвоении, во многом благодаря необычным примерам из разных сфер. «Narconomics» Тома Уэйнрайта понравится как людям, изучающим бизнес, так и тем, кто просто любит детективные романы. В этом и есть, на мой взгляд, главное достоинство книги – интересное представление разных сторон обычного бизнеса даже незаинтересованному читателю, и разбор преступного синдиката, как обычной бизнес модели. В общем – рекомендовано к прочтению!

 

Том Уэйнрайт. Narconomics. Преступный синдикат как успешная бизнес-модель. – СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; М.: ООО «Книга по Требованию», 2018. – 271 с.

Дмитрий Ковригин

Поделиться этой записью...

Добавить комментарий