Как выглядит будущее. Рецензия на книгу Джона Урри.

 

«Нет никаких сомнений в том, что будущее наступило, но что именно оно собой представляет – остается загадкой. Возможно – величайшей из загадок».

Джон Урри

 

Описание образа будущего стало предметом целого ряда научных дисциплин и разнообразных направлений деятельности – футурологов, писателей, философов, экономистов, технологов и др. Миры будущего представлены в фильмах, литературных произведениях, картинах. Прогнозированием будущего занимаются государства, корпорации, университеты, международные организации. В этих условиях английский исследователь Джон Урри призывает социологов включиться в конкуренцию за право определять черты и характеристики этого самого будущего, правомерно утверждая, что в скором времени образ будущего подчинится законам маркетинга и станет продаваемым товаром.

Структура книги состоит из введения, трех тематических частей и заключения. При этом работа следует четкой логике: от анализа популярных подходов к описанию будущего до видения самого автора.

С самого начала подчеркивается, что будущее не может иметь единый образ. Для этого автор обращается к целому ряду утопий и антиутопий, в которых смешиваются страхи сверхцентрализованного планирования и всеохватной конкуренции, идеи трансгуманизма и господства машин. Исходя из этого, будущее предстает крайне спекулятивным предметом, и «предприниматели от политики» уверенно используют это для достижения своих целей.

Однако Джон Урри настаивает на импликации широкого научного подхода к этому вопросу, в связи с чем выделяет несколько «видов будущего» – вероятное, возможное, предпочтительное. При этом предпочтительное будущее может оказаться наименее вероятным, а кооперация людей и их целенаправленные воздействия на окружающий мир для достижения предпочтительного будущего могут оказаться бесплодными и контрпродуктивными.

Почему достижение будущего становится настолько сложной и нетривиальной деятельностью? По мнению Урри, это обусловлено значительно возросшей сложностью современных систем и феноменом «подрывных инноваций».

Во-первых, сложные системы социоматериальны, включают в себя сети технических устройств, людей, предметов быта и т.д. Более того, данные системы не подчиняются линейным законам развития: они эволюционируют, адаптируются и самоорганизуются. Если первоначально их создание и требует направляющего руководства со стороны человека, то в дальнейшем они приобретают автономию. Более того, эти системы отличаются эмерджентностью, проявляя те свойства, которые не всегда присутствуют в составляющих ее элементах. В качестве примера такой системы упоминается Интернет вещей, который соединяет в единую сеть материальные предметы и человека, при этом ее элементы способны выполнять функции, ранее для них невозможные.

Во-вторых, сложные системы во все большей степени соотносятся с «подрывными инновациями», «черными лебедями»: в современных условиях инновационным потенциалом может обладать любая, даже самая малая технология, а в роли ее производителя и эксплуататора не всегда выступают технологические гиганты. К тому же, на появление инновации могут повлиять неожиданные и трудно прогнозируемые события – иными словами, автор вновь сводит фокус внимания на нелинейность развития.

Несмотря на перечисленные сложности, Д. Урри делится методами, с помощью которых можно предвидеть будущее. Не все из них имеют научную основу. Так, к подобным методам он относит: 1) анализ развития и принятия идей, технологий как данности в прошлом; 2) экстраполяцию настоящего положения дел в будущее; 3) разработку утопий и антиутопий как напоминаний, к каким последствиям могут привести конкретные решения о будущем. Также как последний и наиболее перспективный метод он упоминает сценарное планирование – проработку возможных направлений системных изменений, включая технологические и социальные аспекты.

Для подтверждения своей позиции социолог продемонстрировал приложение сценарного подхода к таким процессам, как развитие 3D-печати, трансформация мобильности и климатические изменения. При этом ряд сценариев по ряду причин соответствуют утопиям и антиутопиям, что признает и сам автор.

В настоящей работе Джона Урри заметна его опора на два теоретических направления. С одной стороны, это акторно-сетевая теория, основоположниками которой являются Бруно Латур, Джон Ло, Мишель Каллон – в рамках их подхода искусственные артефакты и материальные предметы квалифицируются как единицы социальных отношений наряду с индивидами и социальными группами. С другой, Джон Урри активно прибегает к теории синергетики, объясняя самоорганизацию существующих сложных систем. Приведенные подходы нисколько не противоречат друг другу, наоборот, их грамотное сочетание, присутствующее у Урри, предоставляет пространство для аналитических импликаций и размышлений.

В то же самое время следует обозначить размытость границ между научным описанием и футуристическими изысканиями. Впрочем, это скорее является как следствием объективных сложностей (нелегко обращаться к теме будущего без фантастических зарисовок), так и желанием привлечь к прочтению книги широкого круга лиц (этим можно объяснить фигурирование в работе названий известных фильмов – «Бегущий по лезвию», «Безумный Макс: Дорога ярости» и др.).

В любом случае, книга примечательна обращением не к прошлому и устоявшемуся в современной социологии. Используя легкий для понимания язык и примеры из повседневной жизни, Джон Урри показывает, что будущее не является столь далеким и оно уже наступило, главное – понять, что «оно собой представляет». Это может стать актуальной задачей современных социологов, политологов и антропологов, накопивших богатый методологический инструментарий в этой области.

 

Урри, Джон Как выглядит будущее? / Джон Урри; пер. с англ. А. Матвиенко; под науч. Ред. С. Щукиной. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 320 с.

Данияр Мухаметов

 

Поделиться этой записью...

Добавить комментарий